Вам открытка издательство

  • Закрыть ... [X]

    Особняк М. Ф. Кшесинской                                   модерн

     Кронверкский пр., 1-3 - ул. Куйбышева, 2

    1906  - арх. фон Гоген Александр Иванович

    1905-1906  - арх. Дмитриев Александр Иванович -интерьеры зала и гостиной     ([]. С...)

     

    Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции (Музей революции) -

    Государственный музей политической истории России (Музей политической истории)

     

       

        )
       .

          (Особняк М. Ф. Кшесинской  (музей))

     

     

    Особняк расположен на старейшей площади города - Троицкой. Построен в 1904-1906 г. арх. Александром Ивановичем фон Гогеном для прима-белерины Матильды Феликсовне Кшесинской.
    Архитектура здания в стиле  модерн привлекает внимание свободной асимметричной композицией, элегантностью, разнообразием форм. Разная высота его частей, размеры окон повторяют особенности внутренней планировки. Полисадник, ограда и беседка завершают облик здания.

     

    Внешний облик здания дошел до нас практически без изменений. За время послереволюционых событий почти полностью исчезли первоначальные интерьеры особняка и его мебель. В отделке интерьеров сохранились лишь вестибюль, аванзал и лестница (с утратами)

    см..

     

    На месте особняка во второй половине XIX в. два двора. На углу квартала стоял деревянный дом на каменном подвале в 5 окон по каждой стороне. Он существовал уже в 1820-х гг. и принадлежал тогда жене отставного штабс-капитана Артемьевой. В 1860-х гг. угловым участком владела купеческая жена М. Е. Алекина, построившая еще 2 флигеля с мезонинами.
    Смежный участок с двухэтажным деревянным домом по Кронверкскому пр. принадлежал жене статского советника Вельдбрехта. При следующем владельце, французском подданном И. Ф. Риго, здание расширено каменной пристройкой, а во дворе соружен деревянный флигель. С 1880-х гг. участок перешел коллежскому асессору В. В. Васильеву.
    В начале ХХ в. владелицей смежных дворов была вдова надворного советника О. Л. Петрова, но ее недвижимое имущество было передано по исполнительному листу тайному советнику В. Н. Охотникову.

    В 1904 г. участки 1/2 и 3 по Кронверкскому пр. приобрела Кшесинская. Покупку (за 88 тыс. рублей) произвел дворянин А. Э Коллин на свое имя, как доворенное лицо. Но в запродажной записи было указано, что место приобретено на деньги Кшесинской. Официальные документы на ее имя были оформлены 10 сентября 1905 г. (по ст. стилю). До этого балерина издательство жила на Английском пр.,
    Проект и постройку особняка Кшесинская заказала акад. арх. А. И. фон Гогену. В создании интерьеров участвовал молодой арх. Александр Дмитриев. Реализованный проект - результат тесного сотрудничества арх. и заказчицы.
    Проект особняка фон Гоген разработал в 1904 г. Чертежи, представленные им в Городскую управу, датированы 26 июля. Проект мало чем отличается от построенного здания (объем зимнего сада завершен аттиком, его тройное огко имеет три дугообразные перемычки, купольная ротонда угловой беседки заменена перголой). Окончательный проект опубликован в журнале "Зодчий" за 1905 г.
    К осени 1905 г. здание было выстроено вчерне. В воспоминаниях балерины говорится, что она перебралась в новый дом под Рождество 1907 г. Кшесинская вникала в детали внутреннего устройства и убранства, определяла решение некоторых помещений. По словам фон Гогена - внутрення отделка задумана без особой роскоши. Свыше 70 рисунков интерьеров выполнены фон Гогеном и его учеником А. Д. Дмитриевым. По интерьерам особняка работал также арх. М. Х. Дубинский. Но неизвестно были ли его предложения осуществлены. Помощником фон Гогена при постройке особняка был студент Института гражданских инженеров А. В. Самойлов.
    Особняк Кшесинской стал классическим образцом петербургского модерна. В 1907 г. на конкурсе лучших фасадов новых зданий Городская управа присудила ему серебряную медаль.
    Кроме небольшой фасадной части по Кронвекскому пр. все здание расположено в саду. Жилые помещения обращены окнами на солнечную сторону. На север выходят лишь лестница, вестибюль и уборная.
    Палисадник, ажурная, с южной стороны глухая ограда и беседка-пергола на углу украшают здание.

    Внутрення планировка сочетает свободные объемы с парадными анфиладами. Одноэтажное крыло заключает в себе две параллельные анфилады. За внешними объемами здания видна внутренняя организация помещений.


    Цоколь здания выложен валаамским красным гранитом скальной фактуры. Над ним идет пояс серого сердобольского гранита. Стены облицованы светлым зигерсдорфским кирпичом. На их фоне выделяются темно синие керамические фризы, металлические конструкции и кованные элементы. Дворовые фасады оформлены просто.


    С северной стороны участка для прислуги был отведен небольшой флигель с жилыми комнатами и общей столовой. На заднем дворе находились прачечная, коровник, сарай для экипажей и автомобилей. Гордостью хозяйки были гардеробные комнаты (наверху и внизу), кухня и винный погреб с буфетом, где часто устраивались ужины. Там же в полуподвале были кладовая, ледник, котельная. Обстановка хозяйственной части и комнат прислуги была выполнена мебельной фирмой Платонова.
    Парадный вход в здание был расположен со стороны небольшого северного дворика. От тамбура открывалась основная анфилада. Анфилада включает вестибюль, аванзал, большой зал и зимний сад.

    см.  )

    Кшесиннская Матильда (Мария) Феликсовна (1872-1971)
    родилась в польской аристократической семье 19 августа 1872 г. в Лигове под Петербургом. Отец - Феликс Иванович закончил Варшавскую балетную школу, танцевал в Варшавском Большом театре. В 1853 г. переехал в Петербург, зачислен в труппу Мариинского театра, считался первым в России "мазуристом". Мать - Юлия Кшесинская была балетной артисткой Мариинского театра. Оставила сцену ради семьи. Дети: Юлия (1865), Иосиф (1867). В 1890 Матильда с отличием закончила театральное училище. На выпускном вечере состоялось ее знакомство с цесаревичем Николаем Александровичем. Вскоре стала первой русской прима-балериной на сцене Мариинского театра, вытеснив итальянских балерин. В феврале 1900 г. балерина встретилась с вел. кн. Андреем Владимировичем. В 1902 у них родился сын Володя.

    В своем особняке Кшесинская устраивала прием. Частыми гостями в особняке были актеры Александринского театра М. Г. Савина, В. В. Стрельская, В. Н. Дылов, К. А. Варламов, Ю. М. Юрьев. Здесь пела итальянская певица Лина Кавальери, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин. Бывали здесь ювелир Карл Фаберже и танцоввщица Айседора Дункан. Балерина принимала здесь всоих коллег Анну Павлову, Тамару Карсавину, Вацлава Нежинского, Сергея Дягилева. Приемы посещали вел. кн. Андрей Владимирович (будущий муж балерины), Борис Владимирович и Кирилл Владимирович. Двоюродный дядя импратора вел. кн. Сергей Михалович вел дела балерины, купил ей. В особняке и на даче проходили домашние спектакли, импровизированные концерты, "капустники". В 1900-е гг. Кшесинская блистательно выступала и в классических балетах М. И. Петипа, и в новых балетах М. М. Фокина, успешно гастроллировала в Европе и России. Владелица особняка была любящей, заботливой матерью и образцовой хозяйкой. На весь Петербург был знаменит повар балерины француз Дени, который сопровождал хозяйку во всех поездках.

     

    22 февраля 1917 г. Кшесинская дала послений ужин в особняке. 27 февраля балерина с сыном и воспитателем покинули особняк - после полученных угроз. 28 февраля разъяренная толпа устроила погром. Затем солдаты мастерских запасного броневого автомобильного дивизиона заняли нижний этаж особняка. С марта по июль 1917 г. в особняке находился штаб большевиков. После Февральской революции Кшесинская пыталась вернуть особняк. По решению Временного правительства особняк должен был быть возвращен. Однако новые владельцы отказались выполнить это требование

    В июле 1917 г. балерина получила разрешение на свободный проезд по всей России с правом проживания в любом месте страны и перехалав Кисловодск. Всю Гражданскую войну Кшесинская, вел. кн. Андрей Владимирович и их сын провели на юге. В феврале 1920 г. семья выехала во Францию. В 1921 г. состоялся брак. В 1929 г. Кшесинская открыла балетную студию в Париже. В 1936 г. на сцене Ковент-Гардена в Лондоне в возрасте 64 лет балерина в последний раз выступила с сольным номером. Скончалась в возрасте 99 лет. Похоронена в Париже на кладбище Сен Женевьев де Буа.


    ([] - Бобров В.Д., Кириков Б.М. Особняк Кшесинской. ООО Белое и Черное. Санкт-Петербург. 1996)  (добавил Mary)

     

     

    До Февральской революции дом прима-балерины Мариинского театра Матильды Феликсовны Кшесинской являлся популярным салоном. Здесь проходили балы и торжественные приемы, на которых присутствовали представители императорской фамилии и артистической элиты Петербурга, устраивались домашние спектакли и концерты.

    "План я заказала очень известному в Петербурге арх. Александру Ивановичу фон Гогену и ему же поручила постройку. Перед составлением плана мы вместе обсуждали с ним расположение комнат в соответствии с моими желаниями и условиями моей жизни. Внутреннюю отделку комнат я наметила сама. Зал должен был быть выдержан в стиле русского ампира, маленький угловой салон - в стиле Людовика XVI, а остальные комнаты я предоставила вкусу архитектора и выбрала то, что мне более всего понравилось. Спальню и уборную я заказала в английском стиле, с белой мебелью и кретоном на стенах. Некоторые комнаты, как столовая и соседний с нею салон, были в стиле модерн. Всю стильную мебель и ту, которая предназначалась для моих личных комнат и комнат моего сына, я заказала Мельцеру" - писала М. Ф. Кшесинская в своих мемуарах.

     

    Дом особняк г-жи Кшесинской, фасады и планы которого помещены в таблицах настоящего номера, строится на Кронверкском просп., на углу Бол. Дворянской улицы. Кроме небольшой фасадной части, обращенной на Кронверкский просп. против Александровского парка, все здание расположено в саду и, благодаря счастливому положению участка, возможно было все жилые помещения обратить окнами на солнечные стороны. На север выходят лишь лестница, вестибюль и уборные. В нижнем, полуподвальном этаже расположены по желанию владелицы кухня, затем черный буфет, служебные комнаты и приборы отопления. В первом этаже - приёмные комнаты: зал, гостиные, столовые с буфетною и небольшой зимний сад. Во втором этаже - жилые комнаты: спальни, детские и запасные. Отопление водяное с вентиляцию; кроме того, в жилых комнатах предположены печи. Вследствие необходимости установки котла в помещении, выходящем в сад, для доставки угля от улицы проложен небольшой туннельчик. Фасады облицовываются сердобольским гранитом и светлым зигерсдофским кирпичом, в верхних частях - глазурованным. Карнизы и все украшения фасада металлические. Цоколь облицован валаамским гранитом. Внутренняя отделка задумана без особой роскоши и вообще сравнительно скромная; впрочем, уже по настоящее время она потребовала свыше семидесяти отдельных рисунков. В настоящее время заканчивается наружная облицовка, а внутри - установка приборов отопления и штукатурка. Окончание работ предположено к лету будущего года.   А. фон Гоген.

    («Зодчий», 1905, Вып. 37, С. 406, )

     

    После Октября 1917 г. в особняке размещался ряд государственных учреждений, а в 1937 г. особняк был передан Музею С. М. Кирова. В 1955 г. музею революции, до этого располагавшемуся в Зимнем дворце, передают особняк Кшесинской и соседний. В 1955-1957 гг. эти здания были соединены в один комплекс (архитектор Н. Н. Надежин). Открытие обновленного музея состоялось 5 ноября 1957 г.


    Поделись с друзьями



    Рекомендуем посмотреть ещё:



    Перспективный план работы кружка ручного труда "Оч. Умелые Стихи или проза о дружбе

    Вам открытка издательство Вам открытка издательство Вам открытка издательство Вам открытка издательство Вам открытка издательство Вам открытка издательство Вам открытка издательство Вам открытка издательство

    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ